Новые правила аттестации судоводителей маломерных судов!

Печать
С 1 января 2015 г. вступает в силу новая система правового регулирования получения права управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, установленная приказами МЧС России от 27.05.2014 г. №262 «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России» и №263 «Об утверждении Административного регламента МЧС России предоставления услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России».

С 1 января 2015 г. вступает в силу новая система правового регулирования получения права управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, установленная приказами МЧС России от 27.05.2014 г. №262 «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России» и №263 «Об утверждении Административного регламента МЧС России предоставления услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России».

Учитывая особенности перехода на новую систему правового регулирования, а также в связи с поступающими вопросами по порядку применения некоторых вводимых норм, Управление безопасности людей на водных объектах МЧС России сделало следующие разъяснения, отраженные в Организационно-методических указаниях по применению вышеперечисленных приказов:

1. Выдача документов на право управления гребными судами, дебаркадерами, понтонами, которые по своим характеристикам подлежат регистрации в реестре маломерных судов, и истребование таких документов от лиц, управляющих ими, не предусматривается.  Этот вопрос будет нормативно урегулирован со вступлением в силу новых Правил пользования маломерными судами.

2. При определении состава аттестационных комиссий необходимо руководствоваться правилом: «экзаменующий должен иметь документально подтвержденный уровень подготовки не ниже того, на который экзаменует». Это означает, что его специальная подготовка, как минимум, должна подтверждаться наличием действительного удостоверения на право управления маломерными судами по типам и районам плавания, которые соответствуют экзаменуемым типам и районам. Формируя аттестационную комиссию и осуществляя материально-техническое обеспечение ее деятельности, руководитель подразделения ГИМС должен обеспечить предоставление государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами в объеме не ниже:

a. По типам маломерных судов – «моторное судно» и «гидроцикл»;

b. По районам плавания:

i. при аттестации в подразделения ГИМС, расположенных в континентальных районах – «внутренние воды Российской Федерации» и «внутренние водные пути Российской Федерации»;

ii. при аттестации в подразделениях ГИМС, расположенных в приморских районах – «внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации»;

iii. при аттестации в подразделения ГИМС, расположенных в районах, где есть водные объекты со смешанным режимом судоходства – «внутренние воды Российской Федерации» и «внутренние водные пути Российской Федерации», а также «внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации».

3. В целях обеспечения безопасности при реализации положений, определённых пунктом 6.2 Правил аттестации, устанавливаются минимальные размеры полигона для проверки практических навыков управления различными типами маломерных судов, а также к их оснащению СНО, причальными, плавучими и другими сооружениями.

4. Завершение разработки и утверждение новых экзаменационных билетов для проверки теоретических знаний при аттестации на право управления маломерными судами планируется в первом полугодии 2015 г. До особого указания устанавливается, что:

a. аттестацию на право управления маломерными судами производить по ранее использовавшимся экзаменационным билетам;

b. аттестацию для управления маломерным парусным судном за исключением случаев, указанных в пунктах 3.5. и 3.6. Правил аттестации, не производить;

c. Аттестацию для управления маломерным судном в морских прибрежных водах до 20 миль от берега не производить.

5. В связи с изменением системы деления маломерных судов по типам, применяемых в целях аттестации на право управления маломерным судном, - «катер», «мотолодка», «морское прогулочное судно 55 кВт и более», на единый тип «моторное судно» в соответствии с новой системой правового регулирования, проверка практических навыков при аттестации на право управления маломерным судном этого типа будет производиться по ранее принятым критериям для аттестации на право управления маломерным судном типа «катер», применяя положения пункта 1 приложения №7 Правил аттестации.

6. Использование в целях проверки практических навыков маломерных судов организаций, осуществляющих подготовку для управления маломерными судами, а также маломерных судов заявителей, как это допускается в соответствии с пунктом 56 Административного регламента, осуществляется с согласия судовладельца, и должно быть документально подтверждено визовым оформлением разрешения на его письменном заявлении об использовании для целей аттестации маломерного судна, которое он эксплуатирует от своего имени, отсутствии возражений и претензий по данному вопросу.

7. Полный цикл административных процедур, определенных для аттестации заявителя, производится только в том подразделении ГИМС, куда заявителем были представлены входные документы для аттестации. Не допускается проведение отдельных административных процедур при аттестации заявителя несколькими аттестационными комиссиями. В целях соблюдения сроков, установленных Административным регламентом, планирование предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, в случае если она включает проверку практических навыков, необходимо производить в навигационный период.

8. В качестве квалификационных документов членов экипажей спортивных парусных судов, которые могут быть представлены заявителями при аттестации на право управления маломерным парусным судном согласно приложению №4 Правил аттестации, признаются только документы, выданные в соответствии с приказом Минтранса России от 22.10.2009 №185 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей спортивных парусных судов».

При применении положений пункта 3.6. Правил аттестации в качестве признаваемых иностранных квалификационных документов до особого указания принимать для аттестации в качестве документа на право управления маломерным судном документы, выданные:

- в государствах Таможенного союза;

- до 2015 г. на Украине;

- в соответствии с нормами, установленными Европейской Экономической Комиссией ООН.

9. В качестве медицинской справки о годности по состоянию здоровья к управлению маломерным судном до особого указания принимать справки о годности к управлению транспортным средством, относящимся к любой категории транспортных средств, выданные в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 28.09.2010 №831н «Об утверждении единого образца Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами».